Дельтапланеризм

Дельтапланеризм

Дельтапланеризм представляет собой тип технического спорта с применением дельтапланов (легких планеров), где взлет и посадка производится за счет силы ног. Свое название дельтапланы получили от греческой буквы «дельта», на которую были похожи первые модели.

Современные дельтапланы способны развивать скорость, достигающую 28-130 километров в час, взмывая при этом до 6-9 километров вверх. По типу управления все модели дельтапланов подразделяются на:

• сбалансированные модели, где спортсмен полностью сам управляет дельтапланом посредством изменения баланса тела,

• аэродинамические (или комбинированные) модели с прикрепленным мотором, где спортсмен посредством тела только определяет направление полета.

По своему внешнему виду дельтаплан представляет собой сочетание следующих элементов:

• четыре тонких трубы, образующие треугольник,

• мачта, проходящая через центр треугольной трубы

• тросовые растяжки, прикрепленные к треугольнику

• парус из легкой ткани,

• трапеция, прикрепленная в нижней части треугольника.

После разбега спортсмена с высокого участка, дельтаплан начинает скользить по воздуху. Такой эффект получается за счет того, что на крыло оказывает воздействие различные потоки набегающего воздуха. Наилучший способ преодолеть их - это конусообразное крыло, которое позволяет лавировать между различными атмосферными потоками.

Наибольшую опасность во время полета представляет флаттерное пикирование (флаттер). Флаттер случается в том момент, когда угол атаки крыла приближается к нулю. В это время обшивка дельтаплана начинает делать волнообразные движения. Эти движения  напоминают движение флага на ветру. В результате этого, дельтаплан становится  неуправляемым и падает.

На соревнованиях по дельтапланерному спорту могут разыгрываться следующие дисциплины:

• полет на открытую дальность по прямой или через зачетные пункты

• полет на дальность до цели

• полет на дальность до цели с возвращением

• полет на дальность и скорость по треугольному маршруту

• полет на скорость до цели с возвращением

• гонка

• полет на дальность и скорость по заданному маршруту

• полет до цели через зачетные пункты

• гонка до цели через зачетные пункты

• «кошачья колыбель» (полет на дальность через назначенные зачетные пункты по маршруту, выбранному самим участником).

В ходе соревнования судьи обычно фиксируют количество зачетных пунктов, пройденных в 1 полете по маршруту за 100 минут. Показатели времени являются основными и при определении победителя. Спортсмен, затративший наименьшее количество времени, признается победителем.

Дельтапланы как средство передвижения по воздуху впервые зародились в конце 1950-х годов в СССР и Германии. В 1951 году они появились и в США. Дельтапланеризм довольно быстро обрел всемирную популярность. В 1976 году под это увлечение была организована Международная комиссия по дельтапланеризму (СИВЛ). Спустя год, в 1977 году, был проведен первый международный чемпионат по дельтапланерному спорту. Честь принять его у себя в нелегкой борьбе отстоял небольшой городок Кессен (Австрия).

В 1981 году состоялся и первый всесоюзный чемпионат СССР по дельтапланерному спорту. Победу на нем одержала Сборная России (точнее РСФСР) (в общем зачете) и москвич А. Кареткин (в личном зачете). На этих соревнованиях впервые заявили о себе такие известные дельтапланеристы как А. Сутягин (Томск) и И. Соболев (Самара).

Через пять лет, в 1986 году, Сборная СССР стала выступать и в чемпионатах мира и Европы. Первую бронзовую медаль в копилку национальной сборной принесла волгоградка Н. Хамлова. Это произошло на международном чемпионате по дельтапланерному спорту в городе Хоназ-Денз (Турция). В настоящее время российская сборная по дельтапланерному спорту входит в состав десяти лучших команд мира.

Обновлено 06.09.11