Воздухоплавательный спорт (воздухоплавание)
Воздухоплавание представляет собой отдельный тип авиационного спорта. Оно включает в себя полеты на аэростатах и дирижаблях, то есть на летательных конструкциях, чей удельный вес меньше воздуха.
Основоположником воздухоплавания является ныне забытый священник из Португалии Лоренцо Гузмао (в миру - бразилец Бартоломмео де Гужмау Лоренцо). В августе 1709 года он продемонстрировал узкой публике «Пассоролу» – первый аэростат. Во время показа аэростат сумел подняться от земли на 4-х метровую высоту.
Большую известность как основоположники воздухоплавания приобрели французские изобретатели братья Монгольфье – Этьенн и Жозеф. 5 июня 1783 года в г. Париже (Франция) они продемонстрировали широкой публике воздушный шар, наполненный дымом, диаметром 3,5 метра. Шар поднялся на высоту свыше 300 метров над землей и пролетел около 900 метров. Чуть позже, 27 августа 1783 года, опыт братьев Монгольфье был повторен французским ученым Ж. Шарлю. В качестве наполнителя он использовал водород.
Проведенные успешные аэродинамические опыты с животными (бараном, уткой и петухом), убедили братья Монгольфье в том, что воздушный шар способен выдержать человека. Первыми испытуемыми стали сами братья и маркиз д"Арланд. Это произошло 21 ноября 1783 года. В противовес братьям Монгольфье Ж. Шарлю поднял двух людей (себя и изобретателя Робера) на аэростате, наполненном водородом. Это произошло 1 декабря 1783 года. Аэростат пролетел свыше 40 километров.
Появление воздухоплавания как отдельного вида спорта берет свое начало с образования во Франции в 1794 году воздухоплавательной роты при французской армии. Ее первым руководителем был французский ученый Кутелль.
В России воздухоплавание развивалось слабо. В 1798 году один из стрельцов, расквартированных в городе Ряжске, по фамилии Серов сконструировал большие крылья из голубиных перьев и пуха. Первые испытания закончились трагикомично. Испытатель едва ли не разбился.
Опыт Серова спустя некоторое время был повторен в селе Пехлеце Рязанской губернии. Приказчик местной мануфактуры сконструировал крылья на основе бычьих пузырей. Но и этот опыт едва не закончился трагически.
Первый аэростат в России, копирующий в своей основе аэростат братьев Монгольфье, был построен в 1783 году. Основные расчеты и выбор материала осуществлял действительный член Петербургской академии наук Леонард Эйлер. В дальнейшем под угрозой штрафа Екатерина II запретила воздухоплавание.
Воздухоплавание вновь было возрождено только в 1803 году, при императоре Александре I. Оно носило развлекательный и цирковой характер. Большое значение для научного и спортивного развития воздухоплавания в России сыграл приезд французского воздухоплавателя Ж. Гарнерена. Один из его полетов перед московской публикой длился 7 часов 15 минут. Через год, в мае 1804 года, вместе с Ж. Гарнереном в воздух поднялась и первая женщина – госпожа Тушенинова. В целом воздухоплавание не получило широкого распространения в России.
В настоящее время в России существует немногочисленная Федерация воздухоплавания России (ФВР). Она была образована в декабре 1990 года. Она располагает двумя учебно-техническими центрами - при Национальном аэроклубе (г. Москва) и при Великолукском аэропорте (Псковская область). Небольшие представительства находятся в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Рязани, Орле и Кавказских Минеральных Водах.
Обновлено 29.11.11